06:58 

Фильм о Чикатило

Henrietta VIII
"Эвиленко" - фильм Малкольма Макдауэлла, который я долгое время не хотела смотреть, потому что игра в слов названии казалась мне слишком наивной. Но этой зимой на меня опять нахлынул интерес к теме серийных маньяков, и я пересмотрела очень многие фильмы из жуткой и очень хорошо сделанной старой "Криминальной России". А потом решила взяться за художественные фильмы про Чикатило, и "Эвиленко" показался мне пока одним из лучших.

В сюжете есть странные моменты, иногда странные до глупого, сразу думается, что авторы не просто страшную сказку делают, они за прообраз главного героя взяли самого Андрея Чикатило! Но на это можно закрыть глаза, потому что атмосфера фильма - жуткая, давящая, сюрреалистичная - она эти странности сглаживает. Конечно, это заслуга Макдауэлла, которому очень хорошо даются роли злодеев, как мы все знаем, и замечательной музыки Анджело Бадаламенти и Долорес О'Риордан.

В фильме мы видим Чикатило с нескольких ракурсов. Интересно, что его показали не просто кровожадным монстром (как, например, в "Гражданине Икс";), но попытались изобразить и его "сломанность" как человека. Например, самая первая сценая, крайне жуткая и наполненная одиночеством, - когда он рассказывает сказку маленькой девочке, - на меня произвела неизгладимое впечатление. Эвиленко со слезами на глазах говорит ей о том, что такая же как она девочка умерла и попала на небо. Но с небес она увидела, что никто, ни мама, ни папа, не плакали о ней... Потому что не любили ее. После этих слов он, конечно же, убивает ее, и мы слышим только ее безнадежный крик переходящий в шум поезда.

Также заглавная песня "Angels go to heaven", мне кажется, рассказывает не столько о жертвах, сколько о самом убийце. "Отсюда нет выхода, нет утешения тому, кто утратил любовь". В статьях о серийных убийцах часто мелькают рассуждения о том, что они живут в ином мире, мире, приближенном к смерти. Это, разумеется, сложно понять, точно так же, как сложно понять, как может человек, такой же как и мы все, совершить ужаснейшее убийство, и даже не ради наживы, а просто ради удовлетворения своего неполноценного "я".

Конечно, это не обычный фильм ужасов, а, скорее, фильм для любителей более сложного кино. Тот, кто хочет правды о Чикатило, тоже не будет доволен. Это сюрреалистичная вариация на тему одного из самых страшных советских маньяков. Фильм снят итальянским режиссером Дэвидом Греко на основе собственной же книги "Коммунист, который ел детей".

Выкладываю фрагмент, один из самых сильных и страшных в этой картине. Это последняя сцена перед титрами, никак не связанная с сюжетом. Звучит та самая безнадежная "Angels go to heaven". Показывают лесную чащу, потом появляется маньяк. То ли он вернулся на место убийство, то ли он только готовится к убийству, так или иначе, Макдауэлл смотрит прямо в лицо зрителя (и мы якобы оказываемся в роли жертвы). На его лице отражаются самые разные эмоции, от жалости и нежности до какой-то звериной радости и кровожадности. И это очень страшный момент, Макдауэлл действительно пугает, и опять-таки невольно задаешься вопросом: что за ад должен твориться в душе у человека, чтобы он совершал все эти непостижимые по своей жестокости убийства?..


@темы: кино

06:16 

Henrietta VIII
Мастерство романа
Колин Уилсон


В сети доступно несколько глав на русском языке, которые я прочитала. Поскольку они не произвели на меня никакое впечатление, покупать полную версию я не вижу смысла. Сначала читать было еще интересно, Уилсон вывел свои тезисы о том, каким должен быть хороший роман (отражать авторское "я", но при этом автор должен понимать. чего он хочет, иначе нет смысла в отражение этого самого "я"). Привел несколько примеров. После этого на протяжении всех последующих глав автор просто дает краткий пересказ очень большого числа романов, а потом за уши притягивает их содержимое к своим тезисам, не забывая навешивать ярлыков на упоминаемых писателей, будучи точно уверенным, что они думали, создавая свои произведения. Это было интересно по началу, но потом стало невообразимо скучно и однообразно. Все оказались плохими, все не понимали свое "я", а кто понимал, тот не мог написать шедевра, а писал второсортную литературу, а кто был более талантлив, тот не умел удержать напряжения. В итоге, после очередного сухого пересказа (а они составили, наверно 60-70 процентов от прочитанного мной текста) уже можно было предсказать очередное негодование Уилсона на пять предложений. Затем переход к следующему произведению. Ну и добавьте к этому одержимость Уилсона сексуальными сценами.

Возможно, что в последующих главах он раскрывает свое исследование под другим углом, но, мне кажется, что уже нет смысла тратить на это свое время...

@темы: книги

inquisito de articulis fidel

главная